Страничка учителя-логопеда

 

  • Учитель-логопед, дефектолог - Ахметова Инсия Наильевна
  • Общий стаж работы – 25 лет 
  • Стаж по специальности – 13 лет

 

    Режим работы:

  • понедельник - пятница
  • 11:00 - 17:10
  • Время консультаций для родителей - по договоренности

 

 

 РАБОТА ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ

  

    Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако уже на начальных этапах обучения дети испытывают трудности в овладении родным языком.  Работа логопеда в школе призвана осуществить помощь таким учащимся. В связи с переходом на интегрированное обучение, возросли требования к учителю-логопеду, работающему в общеобразовательном учреждении.

    Цель логопеда оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии.

    Основной задачей учителя-логопеда в школе - является коррекция дефектов письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.

Значимость успешного овладения правописанием детьми очевидна. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребенка на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации. Стойкие и специфические нарушения в овладении знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей письменной речи, но и в средних, и в старших классах. Возможно говорить о качественном своеобразии формирования и протекания у детей с дисграфией как восприятия (и понимания) речи, так и процессов ее порождения. Например, школьники испытывают серьезные трудности при пересказывании правил правописания своими словами, при их обобщении и аргументации своих ответов.

 

    Дислексия и дисграфия: что это такое?

 

   Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дисграфия проявляется как изолированно, так и в структуре других нарушений речи. Еще одно интересное наблюдение: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией.

   Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения,  содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохо -читаемый почерк.

   При дисграфии возможны следующие ошибки:

   Пропуски гласных и согласных букв — «трва», «тава» вместо трава;

   Перестановки букв в слове — «тко» вместо кто, «онко» вместо окн.

   Перестановки и выпадение слогов — «кокродил», «кродил» вместо крокодил;

   Появление лишних букв или слогов в слове — «тарава» вместо трава, «мотоцикил»,

  Недописывание букв или слогов в слове — «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие и т. п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия исвязанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка.

На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, например: «ожик» - вместо ежик, «трупочка» вместо трубочка, «корький»-  вместо горький, «сапля»- вместо цапля  и т. п.,  а также неумение правильно применять при письме  грамматические правила. Так, некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных.

   Итак, 1. Дети дисграфики могут добросовестно выучить правила, но не будут иметь реальной возможности применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга.

   2. Дети имеют бедный словарный запас и недостаточно точное понимание значений слов, не улавливают смысловой связи между родственными словами. Проверочные слова подбираются такими детьми чисто формально и чаще всего невпопад. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил.

 

   Почему возникают нарушения чтения и письма?

 

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

    Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.  На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Играет роль и наследственный фактор. В этом случае при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

    Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

  • Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
  • Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
  • Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
  • Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописывание слов.

   Для таких детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. Уже при встрече с первыми орфографическими задачами школьники стараются избежать волевого напряжения. Дети с дисграфией нечетко владеют учебной терминологией (такими понятиями, как «звук», «слог», «гласные», «согласные»). Они не умеют пересказывать своими словами правила правописания и применять их на письме. Учащиеся затрудняются при распознавании «ошибко -опасных мест», «не узнают» встретившуюся орфограмму. Они, как правило, не находят в словах тех букв и их сочетаний, которые требуют проверки. Слабо формируется орфографическое чутьё.

    Диагностика у младших школьников проводится в начале учебного года в период первичного обследования состояния устной речи учащихся 1-х классов.  Во вторых-четвертых классах вывод по наличию предпосылок к дисграфии, или наличию дисграфии делается в середине и в конце года по результатам контрольных и письменных работ. В ходе анализа письменных работ -уточняется симптоматика дисграфии, определяются механизмы и степень выраженности каждого речевого нарушения (легкая, средняя, тяжелая), а также ведущий тип дисграфических ошибок и затруднений.

u  Логопедическая работа осуществляется во время работы занятий на кружке «Говори, пиши правильно» и

u  индивидуально- подгрупповой работе с детьми с ОВЗ.  

    На занятиях прежде всего формируется система интересов детей и их потребностей в правильном изложении своих мыслей на письме. Далее создаются условия для усвоения школьниками грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями применять их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля. Все сформированные в результате такой работы знания, умения и навыки являются компонентами «орфографического чутья».  Поэтому формирование нужных навыков направленно, прежде всего не на исправление, а на предупреждение ошибок.

    Слова сравниваются на слух, изображаются в виде схем или конструируются с помощью раздаточного материала. Подбираются также соответствующие пословицы и крылатые выражения, отрывки из стихотворений.

    Написание слов сопровождается аргументированными выводами, обобщениями каждого ребенка, подбором слов по определенному принципу.

 

Итак, одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма. Логопед не дублер учителя и, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т. е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой — закрепить учебный материал, данный учителем.

 Например, логопед ведет работу: по дифференциации звонких и глухих согласных, параллельно включает в занятие задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова.

    Обучая детей умению слушать ударную гласную, логопед не может игнорировать тему «Ударные и безударные гласные», а для того чтобы ученики услышали безударную гласную в корне слова, необходимо вспомнить, а иногда и заново отработать темы «Состав слова» и «Родственные слова».  Одной из основных его задач логопеда является воспитание у детей языкового чутья.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения